О монастыре

Монастырь перед закрытием. 1917-1929

Долгие годы Покровский монастырь был сравнительно небольшой заштатной обителью, находившейся на окраине тогдашней Москвы – у Покровской заставы, где в XIX – начале ХХ века проживало до 50 монахов. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в 1870 году придал монастырю статус миссионерского.

Монастырь перед закрытием. 1917-1929

Долгие годы Покровский монастырь был сравнительно небольшой заштатной обителью, находившейся на окраине тогдашней Москвы – у Покровской заставы, где в XIX – начале ХХ века проживало до 50 монахов. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в 1870 году придал монастырю статус миссионерского.

Здесь готовили священнослужителей и монахов для несения проповеди о Христе в далекую Сибирь. Бывшие миссионеры проживали в Покровской обители на покое. Многие из них нашли последнее пристанище на обширном монастырском кладбище, где к началу ХХ века было до трех тысяч надгробных памятников, не считая общих захоронений, которые производились здесь с XVI века.

В 1893 году, после празднования 500-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского, при монастыре была открыта школа для мальчиков (на 30 человек) и построена гостиница для приезжающих миссионеров. Еще с середины ХIХ века, по завещанию и на средства г-жи Хлебниковой, здесь была устроена женская богадельня на 80 человек, которая располагалась в отдельном доме за оградой обители.

В начале ХХ века при монастыре проходили занятия Московских пастырских курсов. К 1916 году учащихся здесь было четыреста человек, они занимались в двух монастырских зданиях у восточной монастырской стены.

Удивительным образом перед самой революцией монастырь оказался связан с Афоном: в 1913-1915 годах по решению Святейшего Синода сюда были направлены более 20 афонских монахов-«имяславцев», бывших насельников Свято-Пантелеимонова монастыря, наблюдение за которыми было поручено настоятелю обители, викарию Московской епархии. Еще один монах был переведен с московского Афонского подворья в Покровский монастырь в 1923 году.

В годы Первой мировой войны семеро насельников Покровской обители были командированы в действующую армию и подвижные госпитали для исполнения пастырских обязанностей. Четверо из них награждены орденом Св.Анны 3-й степени, а один – и орденом Св.Анны 2-й степени. Кроме того, два афонских иеромонаха также направлялись на фронт для совершения богослужений. И Покровский монастырь снабжал их всем необходимым: каждому выдавался антиминс, богослужебные сосуды, дарохранительницы, облачение, вино, ладан, свечи, богослужебные книги, разрешительные молитвы и венчики1. В самом монастыре в 1914-1918гг. располагался лазарет на 500 раненых воинов. Их духовным окормлением занимались братия обители, а также другие московские священники, присылаемые в монастырь на исправление2.

К 1917 году монастырь был благоустроенным, с хорошо налаженной богослужебной и хозяйственной жизнью. Это был настоящий духовный центр для окрестных жителей и не только: священники, оканчивая пастырские курсы, отправлялись служить во многие, порой самые отдаленные губернии Российской Империи. Обитель снабжала их пособием, так что даже на прогон лошадей от Москвы до Благовещенска бывшим курсистам выделялись средства.

Службы совершались ежедневно, а по воскресеньям и праздникам служили сразу 5 литургий; утреню служили в 4 утра, а первая ранняя литургия начиналась в 5.00. К монастырю были приписаны 2 часовни: в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы у Варварских ворот, близ Кремля, и святителя Николая на Верхней Таганской площади, в которых братией регулярно служились молебны Божией Матери и святителю Николаю. Пели на службах и братия, и курсисты, и воспитанники монастырской школы; также у монастыря был большой праздничный хор из наемных певчих, до 30 человек, в основном молодые, 20-30 лет. Репертуар был довольно сложный, пение больше партесное – четырехголосные сочинения Бортнянского, Турчанинова, Львова и т.п.

Боголюбская часовня у Варварских ворот

За кладбищем, в западной части монастырской территории располагался обширный фруктовый сад, питавший и послушников, и многочисленных курсистов, и учащихся монастырской школы. Советская власть уже с 1918 года запретила монахам заниматься сбором фруктов, которые отныне должны были принадлежать «рабочим».

Трагические для всей России годы революции отразились и на Покровской обители. В 1918-1919 годах монахи получали хлеб по карточкам. Угля для отопления зданий выделялось втрое меньше, чем это было необходимо. Братия не раз писали церковному совету с просьбой увеличить суммы, выдаваемые каждому из них на проживание из церковной кружки: «В виду неимоверной дороговизны самых необходимых предметов, как съестных продуктов, так и материальных, вынуждает нас обратиться к церковному совету при Покровском монастыре с покорнейшею просьбою увеличить оклады на содержание наше, потому что определенного оклада едва хватает только на полмесяца. 18 марта 1919 года»3. Часть монахов после революции жили на частных квартирах близ монастыря, приходя в обитель как на работу, но богослужения все равно совершались ежедневно.

Монастырские здания, как и вообще все церковное имущество, новые власти решили использовать по-своему. И если в июне 1919 года Игумену Покровского монастыря «предлагалось» «освободить занимаемое помещение в 3-х дневный срок, т.к. это помещение предназначено для детского сада, Дошкольной секции Рогож.-Симон. Совдепа»4, то уже весной 1921 года братия получили более грозные указания. Монастырь собирались переоборудовать под концлагерь, и монахам предписывалось в 7-дневный срок выехать из обители, «так как таковые не могут находиться вместе с заключенными». Бумага была подписана комендантом Таганского лагеря, причем сначала лагерь планировали назвать «Ново-Покровским», но, видимо, посчитали, что это название не подходит для учреждения, находящегося в ведении Мосуправления принудработ.

ЦГА г. Москвы, ф. 1183, оп. 1, д. 9, л. 14

ЦГА г. Москвы, ф. 1183, оп. 1, д. 9, л. 16

Однако Царица Небесная хранила Свою обитель и не позволила разместить здесь тюрьму. По неизвестной причине лагерь так и не был создан, а в монастырских зданиях устроили общежития для работников трамвайного депо; кладбище постепенно сравняли с землей и превратили в парк отдыха для них же. Монахам, которые в разгар гражданской войны считались работниками кладбища, оставили только 3 сырых комнаты. Заведующий кладбищем архимандрит Алексий (Патрикеев) в связи с этим в 1919 году сообщал в Похоронный отдел: «Кладбище Покровского монастыря находится по Семеновской ул. под № 56. Все монастырские здания заняты военным штабом и красноармейцами, [контора] кладбища с помещением заведующего кладбищем, могильщики и рабочие помещаются в общем корпусе с красноармейцами по углам отведенные благодаря любезности военных властей и часто перемещаются из одного в другое помещение по их усмотрению, так как мы на эти помещения не имеем, ни документов, ни ордеров, что и имею честь довести до сведения Похоронного Отдела»5.

Сам монастырь в виде церковной общины просуществовал сравнительно долго – до 1929 года, благодаря поддержке и твердой позиции многочисленных прихожан. Большую роль в объединении верующих сыграл последний наместник монастыря – архимандрит Вениамин (Милов), который ежедневными службами и проповедями снискал народную любовь.

Последний наместник Покровского монастыря архиепископ Вениамин (Милов) после ссылки

Будущий владыка писал в своем дневнике: «Торжественными богослужениями, обставлявшимися в нашем монастыре с возможным великолепием, отличались Покров и Успение Божией Матери. В Покров всегда у нас служил сам Патриарх. В Успение посреди храма устраивалась часовня из пихты. Под ее сенью полагалась Богоматерняя Плащаница и отправлялся весь чин погребения пречистаго тела Богородицы. Праздники, как водится, сопровождались одновременно и великими диавольскими искушениями: то раздором между монахами, то брожением в церковном совете, то неувязками с архиереями или протодиаконами, приглашенными на служение. В итоге все завершалось благополучно. Но начало торжества бес всегда старался отравить своими кознями».

Службы до последнего дня совершались в Воскресенском храме, хотя власти еще с 1923 года предпринимали активные попытки полностью закрыть обитель: отобрали Покровский храм, в 1926 году полностью снесли колокольню, на которой, согласно описи, было «23 колокола медных, самый большой весит 327 пудов, а самый маленький – 23 фунта».

В ноябре 1928 года Адмотдел МГИКа, ходатайствуя о закрытии монастыря, писал, что «при б. Покровском монастыре проживают монахи, которые исполняют все требы и обязанности по зданию культа, так что внешний и внутренний тип монастыря сохранен полностью. Нахождение такой религиозной организации рядом с рабочим клубом им. Бухарина, нецелесообразно и крайне не желательно». Спустя почти год монастырь был окончательно закрыт.

Судьбы последних монастырских насельников сложились трагично, как и судьбы многих тысяч монахов и священников по всей России. Нам известны далеко не все имена и места кончины братий.

На сегодняшний день в лике святых прославлены 6 монахов и 1 прихожанин Покровской обители, информация о них находится в разделе «Новомученики Покровской обители». Четверо из них расстреляны на Бутовском полигоне, а трое входят в Собор Афонских святых.

Имена и краткие сведения обо всех известных нам насельниках, живших в монастыре до 1929 года, представлены в разделе «Настоятели, братия и прихожане монастыря до 1929 года».

Краткие сведения об афонских монахах, в разное время проживавших в монастыре, изложены в разделе «Афонские монахи, жившие в Покровском монастыре». Судя по имеющимся документам, это были 1913-1919 годы. После революции, в делах церковного совета «б.монастыря» позже 1919 года встречаются имена только некоторых из них.

В память обо всех погребенных на монастырском кладбище, обо всех, кто жил, молился, трудился в Покровской обители – в 2007 году за Воскресенским собором был установлен поклонный крест. Он выполнен по образцу – по фотографии одного из надгробий на кладбище.

Верим, что предстательством новомучеников и исповедников Покровской обители Господь приклонит Свою милость над всеми, кто с любовью хранит благоговейную память о пострадавших за Христа, о тех, кто жил и молился в монастыре в те страшные годы.


Читать далее

Возрождение монастыря. 1995 г.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Матрона Московская

Новости и события

До сооружения монастыря

Самое название Покровского монастыря Божедомским вызывает нас предварить историческое его описание кратким обозрeнием Убогих домов, на мeстe которых он поставлен в Москвe, и замeчаниями о самом празднике Покрова Божией Матери, которому он посвящен, тeм болeе, что то и другое находится в связи с историей монастыря и Москвы, как в гражданском так и в церковном отношении.

Убогий дом

В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались Убогие домы, или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения странных, т. е. Иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, неимeвших там особенного кладбища.В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапною и насильственною смертию, между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною св. Тайнами, хоронили при церквах.

Покров Пресвятой Богородицы

От прежде бывших Убогих домов, замeщенных Покровским монастырем, перейдем и к самому празднику в память чудесного явления Богоматери св. Андрею Христа ради юродивому и ученику его св. Епифанию в Константинопольском Влахернском храмe 911 года. Не чуждым цeли описания Покровской обители считаем сказать несколько слов о самом изображении божественного видeния, бывшего св. Андрею Христа ради юродивому, происхождением Славянину, об установлении праздника Покрова в России и о древних церквах, сооруженных в память сего чуда.

Основание Покровского монастыря

Когда в Москвe умножились церкви в честь сего Богородичного праздника – основан, вмeсто древняго Великокняжеского монастыря в Садeх Бeлого города, царский Покровский на Убогих домeх за Земляным валом, у Семеновской заставы, а по рапорту лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Павлова 1763 года, в учрежденную о церковных имeниях коммиссию – близ Коломенской, что нынe Покровской, или Семеновской заставы, в пяти верстах от города. Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил Феодорович.

Некрополь Покровского монастыря

Церкви с западной стороны окружены кладбищем, содержимом в надлежащем порядкe. Могилы усопших здeсь на Божией нивe, под покровом Божией Матери и под сeнию креста.

Настоятели, братия и прихожане монастыря до 1929 года

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович), Епископ Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич), Архимандрит Алексий (Патрикеев Михаил Яковлевич), Иеромонах Иона (Аким Иванович Богачев), Игумен Нафанаил (Скалкин Николай Павлович), Игумен Феодосий (Тарасов Федор Иванович), Иеродиакон (?) Евтихий (Тарасов Ефим Степанович (Иванович - ?)), Монах Мефодий (Михаил Ласкин), Аксенов Иван Малахиевич, Фока Карпович Шнырук, Хохлов Григорий Филиппович, Барабушкин Павел Николаевич, Воробьев Федор Иванович, Вовк Петр Иванович, Горбунов Иван Иванович

Афонские монахи, жившие в Покровском монастыре

Помимо уже упоминавшихся преподобномучеников Данакта (Калашникова), Илариона (Цурикова) и Иоанна (Лабы) в Покровской обители проживали и другие афонские монахи, более 20 человек. Все они были высланы со Святой Горы из-за приверженности учению «имябожников».

Важные события обители до 1872 г.

История сего монастыря не обильна событиями; из них, как мы видeли, особенно важны в ней: 1) обращение Убогого дома в царский комнатный монастырь, 2) Причисление его, то к Крутицкой, то к Московской епархии и 3) назначение его из божедомского в училищный.

Монастырь перед закрытием. 1917-1929

Долгие годы Покровский монастырь был сравнительно небольшой заштатной обителью, находившейся на окраине тогдашней Москвы – у Покровской заставы, где в XIX – начале ХХ века проживало до 50 монахов. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в 1870 году придал монастырю статус миссионерского.

Возрождение монастыря. 1995 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновить здесь Покровский ставропигиальный женский монастырь с назначением настоятельницы обители монахини Феофании (Мискиной).

Первое посещение Покровской обители Святейшим Патриархом Алексием II

Первый приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Покровский монастырь. 13 октября 1996 г.

Лития на могиле блаженной старицы Матроны

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. Даниловское кладбище. 4 марта 1998 года

Обретение мощей блаженной старицы Матроны

Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Великое освящение Покровского храма

Великое освящение Святейшим Патриархом Алексием II Покровского храма Покровского ставропигиального женского монастыря. 1998 г.

Возведение монахини Феофании в сан игумении

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.

Великое освящение крестов

Великое освящение крестов Воскресенского и Покровского храмов совершил Святейший Патриарх Алексий II. Покровский женский монастырь. 4 апреля 1998 г.

Перенесение мощей блаженной старицы Матроны

30 апреля 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при торжественном пении тропаря Пасхи «Христос воскресе из мертвых...» было совершено перенесение честных останков блаженной Матроны в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужили заупокойное всенощное бдение.

Встреча иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Игумения Феофания с сестрами встречают икону Божией Матери «Взыскание погибших». Икона была написана примерно в 1915 году.

Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре. 1998 г.

Первый молебен на подворье в селе Марково

Первый молебен на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. 4 ноября 1998 г.

Канонизация св. прав. блж. Матроны Московской

2 мая 1999 года, при служении Святейшего Патриарха Алексия II состоялось торжественное причисление старицы Матроны к лику местночтимых святых.

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты