О монастыре

Афонские монахи, жившие в Покровском монастыре

Помимо уже упоминавшихся преподобномучеников Данакта (Калашникова), Илариона (Цурикова) и Иоанна (Лабы) в Покровской обители проживали и другие афонские монахи, более 20 человек. Все они были высланы со Святой Горы из-за приверженности учению «имябожников».

Афонские монахи, жившие в Покровском монастыре

Помимо уже упоминавшихся преподобномучеников Данакта (Калашникова), Илариона (Цурикова) и Иоанна (Лабы) в Покровской обители проживали и другие афонские монахи, более 20 человек. Все они были высланы со Святой Горы из-за приверженности учению «имябожников». По характеру это были и упрямые, дерзко противившиеся монастырскому начальству главари раскола, но были и простые монахи, искренне любившие Господа и занимавшиеся Иисусовой молитвой, которые под влиянием первых примкнули к рядам «имяславцев». Одно время в числе братии Покровской обители состоял иеросхимонах Антоний (Булатович) – отставной ротмистр, главный зачинщик смуты на Афоне. В ноябре 1918г. он без ведома настоятеля, епископа Сильвестра, уехал на Украину, и больше в монастыре не объявлялся.

После высылки с Афона основные деятели раскола были преданы церковному суду, отлучены от Причастия, а священнослужители запрещены в священнослужении. С каждым монахом проводили увещательные беседы архиереи, которым это было поручено Святейшим Синодом. По мере покаяния и отступления от догматических заблуждений монахам разрешали приступать к Святым Тайнам, носить монашеские одежды и священнодействовать.

В июне 1914 года Святейший Синод определил «возложить на Преосвященного Модеста, епископа Верейского, нравственное руководство и духовное смотрение за архимандритом Давидом, иеромонахами Сергием, Илиодором, Викентием и монахами Аристоклием, Измарагдом и Игнатием, с помещением их в Московском Покровском монастыре и разрешением им, по прибытии в сей монастырь, рясоношения»1.

Судя по характеристикам, которые дал упомянутым братиям настоятель Русского Андреевского скита на Афоне архимандрит Иероним, настоятелю Покровского монастыря предстояло нелегкое послушание.

Архимандрит Давид (Мухранов) был одним из упорствующих имябожников. Однако уже с 1915 года регулярно совершал богослужения в Покровском монастыре, т.е. был уже разрешен в священнослужении. Жил в обители как минимум до 1918 года.

Иеромонах Сергий (Борисов Семен Семенович) из крестьян Смоленской губ., Сычевского у., волости и села Воскресенского. Родился в 1858 году. Поступил в число послушников Русского Андреевского общежительного скита на Афоне 14 августа 1879 года. Послушание проходил клиросное певчим и другие разные. Пострижен в мантию с именем Сергий 13 марта 1882 года. 11 января 1887 года рукоположен во иеродиакона. 21 марта 1892 года рукоположен во иеромонаха. Был экономом в Константинополе на скитском подворье с 26 октября 1906 г. по 31 августа 1908г. Был и очередным священнослужителем в Санкт-Петербургском подворье. «За последнее время вовлеченный имябожниками в свое лжеучение всецело став на их сторону, был усердный сотрудник архимандрита Давида, Антония Булатовича и др., в совращении простецов монахов к их единомыслию и особенно ратовал против законного Игумена и Архимандрита Иеронима. До вовлечения в ересь «имебожничества» был характера хотя самолюбиваго и своенравнаго, но терпимаго, после же ужасно проявлял безсовестность и разные дерзости и клевету». 8 июля 1913г. был взят военными властями на пароход «Херсон» и увезен в Россию. Каких-либо подробностей о его пребывании в Покровской обители, а также о дальнейшей судьбе не известно.

Иеромонах Илиодор (Иван Данилович Прусилин) из крестьян Симбирской г.и уезда, Шумовской вол., с. Малый Урень. Родился в 1866 году. Поступил в число послушников Андреевского скита на Афоне 16 мая 1890г. Пострижен в рясофор с именем Иоанн 16 марта 1891 г. Пострижен в мантию с именем Илиодор 4 апреля 1894г. Рукоположен во иеродиакона 8 сентября 1899г., во иеромонаха – 19 июня 1902г. «Был послан за очередного священнослужителя в Санкт-Петербургское скитское подворье, но за разные своеволия и упрямый характер были вынуждены немедленно взять обратно в скит. Во время революции в скиту был одним из главарей и деятельный участник «имебожников», при изгнании Игумена и братии не единомысленный с ними был участник и в избиении братии, а потом без зазрения совести дерзал литургисать. Характера упрямаго, своевольнаго, льстиво-скрытнаго, к послушанию мало способный. Во время революции дерзкаго и мстительнаго». 8 июля 1913г. был взят военными властями на пароход «Херсон» и увезен в Россию. В Покровской обители иеромонах Илиодор жил с июня 1914г. по май 1915г., когда указом Московской духовной консистории №8236 был перемещен в Екатерининскую пустынь. Каких-либо подробностей о его пребывании в Покровской обители, а также о дальнейшей судьбе не известно.

Монах Аристоклий (Аркадий Николаевич Федоров)

из крестьян Тамбовской губ. Козловского у., Екатерининской вол. дер. Панской. Родился в 1861 году. Поступил в число послушников Андреевского скита на Афоне 26 февраля 1893г. Пострижен в рясофор с именем Аркадий 18 апреля 1893г. Пострижен в мантию с именем Аристоклий 14 июля 1900г. Послушания проходил разные. «Был посылаем два раза в Одесское скитское подворье – за старшаго, в книжно-иконную лавку и оба раза послушание исполнял без укоризненно и возвратился обратно. Увлеченный имебожниками в свое лжеучение он до конца оставался им преданный. Характера был мирнаго, трудолюбивый, к послушаниям способный». 8 июля 1913г. был взят военными властями на пароход «Херсон» и увезен в Россию. Каких-либо подробностей о его пребывании в Покровской обители, а также о дальнейшей судьбе не известно.

Монах Измарагд (Иван Иванович Павлов) – из крестьян Ярославской губ., Мологского у. Станиловской вол. дер.Турабова. Родился в 1874г. Поступил в число послушников Андреевского скита на Афоне 1 января 1900г. Послушания проходил разные, во св. обители. «Был посылаем на послушания в Константинопольское и Одесское скитские подворья и послушания исполнил безукоризненно и возвратился обратно во св.обитель. За последнее время вовлеченный в ересь имебожников остался до конца им преданный. Характера был мирнаго и трудолюбивый, к послушаниям способный». 8 июля 1913г. был взят военными властями на пароход «Херсон» и увезен в Россию. Каких-либо подробностей о его пребывании в Покровской обители, а также о дальнейшей судьбе не известно.

Монах Игнатий (Маламуж Исидор Григорьевич) из крестьян Киевской губ., Звенигородского уезда, Тарековской волости, дер. Кирилловой. Родился в 1872г. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне 11 июля 1898г. Пострижен в рясофор 15 апреля 1899г. Пострижен, по болезни, в мантию 14 июля 1899г. Проходил послушания в кожевне, в больнице, трапезной, был екклесиархом и гостинником. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. Каких-либо подробностей о его пребывании в Покровской обители, а также о дальнейшей судьбе не известно.

Помимо упомянутых шести монахов, 25 июня 1914г. «Святейшим Синодом определено <…> возложить на Преосвященного Модеста, епископа Верейского, нравственное руководство и духовное смотрение за афонскими иноками: Ваптосом, Варахиею, Гиацинтом, Дометием, Игнатием, Иринеем (Белоконь), Иануарием, Манассиею, Мартинианом, Силою, Петром и Феофилом, с помещением их в Московском Покровском монастыре и разрешением им рясоношения в монастыре <…> поручив Синодальной Конторе и Преосвященному Модесту приводить увещаемых иноков к сознанию, что учение имябожников, прописанное в сочинениях иеромонаха Антония (Булатовича) и его последователей, осуждено Святейшим Патриархом и Синодом Константинопольской Церкви и Святейшим Синодом Церкви Российской и что, оказывая снисхождение к немощам заблуждающихся, Святейший Синод не изменяет прежняго своего суждения о самом заблуждении»2.

Иеромонах Сила (Ершов Сила Гаврилович) из крестьян Владимирской губ., Ковровского уезда. Родился в 1845г. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь в 1883г. Пострижен в мантию 20 февраля 1887г. Рукоположен во иеродиакона 21 ноября 1891г., во иеромонаха 7 января 1892г. Послушание проходил на Чумбуре, в обители в иконной, на Новом Афоне, на подворьях в Санкт-Петербурге и Москве. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. В Покровской обители был назначен на послушание в Боголюбскую миссионерскую часовню, где пребывал как минимум до 1916 года. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Монах Ианнуарий (Гробовой Иван Павлович), запасный фейерверк Полтавской губ., Константиноградского у., Ганебновской вол., хут. Михайлова. Родился в 1859г. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне 1 января 1886г. Пострижен в мантию 27 марта 1891г. Проходил послушания на подворье в Москве, в обители в канцелярии, 7 января 1892г. был послан в Одессу, возвратился в Свято-Пантелеимонов монастырь 14 сентября 1904г. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. В Покровской обители жил как минимум до 1918 года. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Монах Ваптос (Василий Исидорович Недашковский). Мещанин Волынской губ., Овручского у., Нововоробьевской вол., хутора Мелецы. Родился в 1876г. Принят в Свято-Пантелеимонов монастырь 25 июня 1902г., пострижен в рясофор 28 марта 1903г., в мантию 12 марта 1908г. Послушание проходил в больнице, аптеке, в 1904-1906гг. отбывал воинскую повинность, потом вновь в аптеке. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию 3 июля 1913г. Каких-либо подробностей о его пребывании в Покровской обители, а также о дальнейшей судьбе не известно.

Иеромонах Варахия (Василий Андреевич (Григорьевич?) Троянов-Казаков)

из крестьян Воронежской губ., Бирючинского у., Засосенской вол. Родился в 1851г. Прибыл на Афон и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь в 1876г., жил в Ильинском скиту, перешел в монастырь в 1877г. Пострижен в мантию 22 марта 1879г. Рукоположен во иеродиакона 4 февраля 1890г., во иеромонаха – 30 ноября 1894г. Послушание проходил в канцелярии, на подворье в Константинополе, в Петрограде, на Новом Афоне, в обители. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. В Первую мировую войну служил санитаром на фронте3. Подробностей пребывания в Покровской обители не известно. Преставился в Иерусалиме в Горнем монастыре 1 января 1929г.

Иеромонах Гиацинт (Григорий Данилович Еременко)

из крестьян Курской губ., Ново-Оскольского у., слободы Великая Михайловка. Родился в 1863г. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне в 1880г. Пострижен в рясофор 9 апреля 1883г., в мантию 6 марта 1886г. Рукоположен во иеродиакона 23 ноября 1889г., во иеромонаха – 29 мая 1893г. Послушание проходил на Старом Руссике, в обители в портной мастерской и ризничим. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. Из Покровской обители отправлен в действующую армию для совершения богослужений в августе 1914г. Монастырь снабдил иеромонаха Гиацинта всем необходимым для совершения богослужений, в том числе антиминсом, богослужебными сосудами, дарохранительницами, облачением, церковным вином, ладаном, свечами, богослужебными книгами4. Другие подробности его жизни в Покровской обители не известны, дальнейшая судьба не выяснена.

Монах Дометий (Дорофей Андреевич Комяк) из крестьян Минской губ., Слуцкаго у., Чаплицкой вол., с.Лядно. Родился в 1873 году. Принят в Свято-Пантелеимонов монастырь 3 декабря 1902г., пострижен в рясофор 5 апреля 1905г., в мантию – 9 марта 1906г. Послушание проходил в канцелярии, на Новой Фиваиде, с 1909г. на подворье в Одессе, где впал в имябожническую ересь и в октябре 1913г. покинул обитель. С июля 1914 года жил в Покровском монастыре. Каких-либо подробностей о его пребывании в обители, а также о дальнейшей судьбе не известно.

Иеродиакон Игнатий (Иван Федорович Митюрин)

из мещан г. Сызрани Симбирской губ. Родился в 1873 году. Принят в Свято-Пантелеимонов монастырь 20 мая 1898г., пострижен в рясофор 23 марта 1900г., в мантию – 9 марта 1910г. Рукоположен во иеродиакона 19 декабря 1910г. Послушание проходил на Крумице, в 1904-1905 гг. отбывал воинскую повинность, подвизался на подворьях в Одессе и в Москве, с 1909г. – в обители. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. С июля 1914 года жил в Покровском монастыре. Каких-либо подробностей о его пребывании в обители, а также о дальнейшей судьбе не известно.

Схимонах Ириней (Иван Андреевич Белоконь)

из казаков Полтавской губ., Кременчугского у., Недогарской вол. Поступил в пустынь «Новая Фиваида» в октябре 1895 года. Пострижен в мантию 14 марта 1897 года, в схиму – 2 апреля 1908 года. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию 3 июля 1913г. Каких-либо подробностей о его пребывании в Покровской обители, а также о дальнейшей судьбе не известно.

Другие афонские монахи, жившие в Покровском монастыре, не перечисленные в вышеупомянутых документах:

Иеромонах Имеретий (Иван Александрович Рощин)

– крестьянин из г. Золочева Харьковской губернии. Родился в 1861 году. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь в 1882 году. Пострижен в рясофор 9 апреля 1883 г., в мантию – 26 февраля 1885 г. Рукоположен во иеродиакона 26 октября 1888 г., во иеромонаха – 29 сентября 1891г. Послушание проходил клиросное, в столярной, на подворье в Москве, в обители. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. 30 апреля 1914 г. определением Синодальной конторы «был принят в церковное общение с прекращением судебного о нем дела, помещен в Московский Знаменский монастырь, с применением к нему существующих об Афонских иноках церковных постановлений». Тем же указом от 30 апреля 1914г. иеромонаху Имеретию было разрешено священнослужение.

По-видимому, вскоре после помещения в Знаменский монастырь под наблюдение Преосвященного Модеста (бывшего одновременно настоятелем и Покровского, и Знаменского монастырей), о. Имеретий был переведен в Покровскую обитель. 16 августа 1914 года уже оттуда он был отправлен в действующую армию. Покровский монастырь снабдил иеромонаха Имеретия, как и иеромонаха Гиацинта, всем необходимым для совершения богослужений, в том числе антиминсом. За усердную службу о. Имеретий был награжден орденом Св.Анны.

В марте 1915 г. из Московской Духовной консистории в Покровский монастырь в числе прочих был препровожден послужной список иеромонаха Имеретия. Однако дальнейшая судьба инока не известна. В монастырских документах он не упоминается.

Иеромонах Понтий (Петр Дионисиевич Непиющий)

– крестьянин из Воронежской губернии, Бирюченского уезда, Засосенской волости, слободы Бирючковской. Родился в 1859 году. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне в 1883 году, пострижен в мантию 13 марта 1886 года. Рукоположен во иеродиакона 6 октября 1888 года, во иеромонаха 2 февраля 1890 года. Послушание проходил на Крумице, на подворьях в Москве и Санкт-Петербурге, в обители. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. Жил в Покровском монастыре как минимум до 1918 года. Нес послушание на часовне. Других подробностей о его жизни в обители и дальнейшей судьбе не известно.

Иеромонах Николай (Николай Зайчиков)

– мещанин из г. Тулы. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь в 1906 году. Пострижен в мантию в 1909 году. Дата рукоположения не известна. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. 13 февраля 1914г. был принят царем Николаем II в числе четырех представителей имябожников в Царском Селе. Государь «принял их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им свое содействие к мирному урегулированию их дела, а Ее Императорское Величество… настолько была растрогана их печальной повестью, что не могла удержаться от слез».

Император Николай II, Императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексий

«Монашествующие вернулись из дворца в самом радостном настроении, глубоко растроганные оказанным им Высочайшим вниманием. По их словам, после получасового ожидания во Дворце, они были удостоены милостивой беседы с Государем Императором и Государыней Императрицей в продолжение приблизительно 40 мин., при чем в комнате, где велась беседа, из свиты никто не присутствовал. В конце Аудиенции, на просьбу монашествующих о даровании им Высокой милости лицезреть Наследника Цесаревича, в комнату вошел Его Императорское Высочество и подал монахам руку, которую те поцеловали, а один из них, в благоговейном чувстве склонившись перед Царственным отроком, облобызал Его в голову. Затем Высокомилостивая Аудиенция была закончена». Иеромонах Николай жил при часовне свт. Николая на Верхней Таганской площади. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Монах Куарт (Климент Григорьевич Боровик)

– казак из Черниговской губ., Кролевецкого уезда. Родился в 1855 году. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь в 1882 году, пострижен в рясофор 16 апреля 1884 года, в мантию 8 февраля 1885 года. Послушание проходил на судне капитаном. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. Указом Московской Духовной консистории № 3066 от 13/26 апреля 1918 года зачислен в братию Покровского монастыря. Других подробностей о его жизни в обители и дальнейшей судьбе не известно.

Монах Ермолай (Евмений Федорович Анхимюк) – крестьянин из Гродненской губ., Бельского уезда, Павловской волости, села того же. Родился в 1870 году. Принят в Свято-Пантелеимонов монастырь 30 марта 1895 года, пострижен в рясофор 23 марта 1896 года, в мантию – 17 марта 1904 года. Послушание проходил на Дмитриевской келлии, в трапезной, иконописной. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Чихачев» 17 июля 1913г. Указом Московской Духовной консистории № 3066 от 13/26 апреля 1918 года зачислен в братию Покровского монастыря. Других подробностей о его жизни в обители и дальнейшей судьбе не известно.

Монах Иннокентий (Иван Иванович Мальцев) – крестьянин Вологодской губ., Вельского уезда, Есютинской волости, села Мокшенского. Родился в 1869 году. Принят в Свято-Пантелеимонов монастырь 27 августа 1898 года, пострижен в рясофор 7 марта 1901 года, в мантию – 24 марта 1906 года. Послушание проходил на Крумице. Имябожник. Отправлен с Афона в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913г. В 1918 году проживал в Покровском монастыре. Других сведений о нем нет.

Также в монастырской переписке упоминаются имена следующих афонских монахов, однако неясно, состояли они в числе братии или нет: 1) монах Феодор (Феодосий Яковлевич Гончар); 2) монах Руф; 3) монах Панкратий; 4) «афонский» монах Филарет (Мухин): в списке документов – справка о пострижении его в монашество в 1915 году; 5) монах Симеон (Степан Иванович Шевченко).

Почти все афонские монахи, направленные в Покровскую обитель, жили на Святой Горе по 20-30 и более лет. Большинство из них составляли люди малограмотные, «домашнего образования». И, конечно, хотя они и были подвержены влиянию лжеучения, но по прошествии времени многие из них покаялись. Мы знаем о судьбах единиц. Но хочется верить, что Пресвятая Богородица, и в Отечестве принявшая их под Свой честной омофор, укрепила Своих иноков на крестном пути, который, без сомнения, предстоял им в послереволюционной России. А Покровская обитель, ставшая для них домом на несколько лет, освятилась благодатью молитв афонских подвижников. Уповаем, что есть среди них и те, кого Господь сопричислил к лику избранного Своего стада. Те, кто имеет у Христа дерзновение и молится за нас.


Читать далее

Важные события обители до 1872 г.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Матрона Московская

Новости и события

До сооружения монастыря

Самое название Покровского монастыря Божедомским вызывает нас предварить историческое его описание кратким обозрeнием Убогих домов, на мeстe которых он поставлен в Москвe, и замeчаниями о самом празднике Покрова Божией Матери, которому он посвящен, тeм болeе, что то и другое находится в связи с историей монастыря и Москвы, как в гражданском так и в церковном отношении.

Убогий дом

В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались Убогие домы, или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения странных, т. е. Иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, неимeвших там особенного кладбища.В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапною и насильственною смертию, между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною св. Тайнами, хоронили при церквах.

Покров Пресвятой Богородицы

От прежде бывших Убогих домов, замeщенных Покровским монастырем, перейдем и к самому празднику в память чудесного явления Богоматери св. Андрею Христа ради юродивому и ученику его св. Епифанию в Константинопольском Влахернском храмe 911 года. Не чуждым цeли описания Покровской обители считаем сказать несколько слов о самом изображении божественного видeния, бывшего св. Андрею Христа ради юродивому, происхождением Славянину, об установлении праздника Покрова в России и о древних церквах, сооруженных в память сего чуда.

Основание Покровского монастыря

Когда в Москвe умножились церкви в честь сего Богородичного праздника – основан, вмeсто древняго Великокняжеского монастыря в Садeх Бeлого города, царский Покровский на Убогих домeх за Земляным валом, у Семеновской заставы, а по рапорту лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Павлова 1763 года, в учрежденную о церковных имeниях коммиссию – близ Коломенской, что нынe Покровской, или Семеновской заставы, в пяти верстах от города. Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил Феодорович.

Некрополь Покровского монастыря

Церкви с западной стороны окружены кладбищем, содержимом в надлежащем порядкe. Могилы усопших здeсь на Божией нивe, под покровом Божией Матери и под сeнию креста.

Настоятели, братия и прихожане монастыря до 1929 года

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович), Епископ Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич), Архимандрит Алексий (Патрикеев Михаил Яковлевич), Иеромонах Иона (Аким Иванович Богачев), Игумен Нафанаил (Скалкин Николай Павлович), Игумен Феодосий (Тарасов Федор Иванович), Иеродиакон (?) Евтихий (Тарасов Ефим Степанович (Иванович - ?)), Монах Мефодий (Михаил Ласкин), Аксенов Иван Малахиевич, Фока Карпович Шнырук, Хохлов Григорий Филиппович, Барабушкин Павел Николаевич, Воробьев Федор Иванович, Вовк Петр Иванович, Горбунов Иван Иванович

Афонские монахи, жившие в Покровском монастыре

Помимо уже упоминавшихся преподобномучеников Данакта (Калашникова), Илариона (Цурикова) и Иоанна (Лабы) в Покровской обители проживали и другие афонские монахи, более 20 человек. Все они были высланы со Святой Горы из-за приверженности учению «имябожников».

Важные события обители до 1872 г.

История сего монастыря не обильна событиями; из них, как мы видeли, особенно важны в ней: 1) обращение Убогого дома в царский комнатный монастырь, 2) Причисление его, то к Крутицкой, то к Московской епархии и 3) назначение его из божедомского в училищный.

Монастырь перед закрытием. 1917-1929

Долгие годы Покровский монастырь был сравнительно небольшой заштатной обителью, находившейся на окраине тогдашней Москвы – у Покровской заставы, где в XIX – начале ХХ века проживало до 50 монахов. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в 1870 году придал монастырю статус миссионерского.

Возрождение монастыря. 1995 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновить здесь Покровский ставропигиальный женский монастырь с назначением настоятельницы обители монахини Феофании (Мискиной).

Первое посещение Покровской обители Святейшим Патриархом Алексием II

Первый приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Покровский монастырь. 13 октября 1996 г.

Лития на могиле блаженной старицы Матроны

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. Даниловское кладбище. 4 марта 1998 года

Обретение мощей блаженной старицы Матроны

Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Великое освящение Покровского храма

Великое освящение Святейшим Патриархом Алексием II Покровского храма Покровского ставропигиального женского монастыря. 1998 г.

Возведение монахини Феофании в сан игумении

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.

Великое освящение крестов

Великое освящение крестов Воскресенского и Покровского храмов совершил Святейший Патриарх Алексий II. Покровский женский монастырь. 4 апреля 1998 г.

Перенесение мощей блаженной старицы Матроны

30 апреля 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при торжественном пении тропаря Пасхи «Христос воскресе из мертвых...» было совершено перенесение честных останков блаженной Матроны в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужили заупокойное всенощное бдение.

Встреча иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Игумения Феофания с сестрами встречают икону Божией Матери «Взыскание погибших». Икона была написана примерно в 1915 году.

Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре. 1998 г.

Первый молебен на подворье в селе Марково

Первый молебен на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. 4 ноября 1998 г.

Канонизация св. прав. блж. Матроны Московской

2 мая 1999 года, при служении Святейшего Патриарха Алексия II состоялось торжественное причисление старицы Матроны к лику местночтимых святых.

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты